Выдался морозный и влажный день. Приехали мы к теще на блины, поставил машину… Вечером сел за руль, включил ближний свет, а он… не включился. И дальний не включается рычажком! Только миганием. Ну, здрастье, приехали! Обе лампы сгорели? Не может так сложиться по определению. Оба предохранителя тоже не могут враз сгореть. Наверно что-то в электрике. Включил аварийку и пополз домой.
На следующий день залез в Интернет со словосочетанием «не горит ближний свет лада калина» и нашел множество ответов. Машина-то народная, только ленивый не выложит фото, видео и полное описание починки своими руками, с точками, куда тыкать паяльником. Главный тезис – сломался МУС (модуль управления светом).
Забегая вперед скажу, что конструкторы, конечно, понадеялись на чудо, сделав конструкцию включателя света ближних фар на плате, припаяв контакты, как будто ток через них поползет 100 мА. Несложно, применив закон Ома, посчитать, какой ток пойдет через механический включатель на плате – 2 лампы по 55 ватт при напряжении 12 воль ток составит порядка 10А!!!!!!! И такой ток бежит в течении всей поездки! А вот для включения дальнего света предусмотрено реле.
Так вот к чему это я. Я снял этот МУС и по рекомендации автовладельцев сначала протер контакты включателя. Часть его впаяна в плату. Понадеялся, что это решит проблему. Засунул МУС обратно в машину, включаю, фары, не горят. Как уверенный в том, что не починить я не мог, и МУС в порядке, полез к предохранителям и о чудо! Они были почти расплавлены. Но дома пришло разочарование, когда я взял тестер. Они хоть были и расплавлены, но не сгорели. Предохранители на 7,5А! То есть все эти 7 лет они терпеливо плавились.
Осталось проверить лампы. Ну не могут лампы сгореть одновременно! Ну ведь понятно же! Нет, полез, достал обе лампы и выяснил тестером, что они не сгорели. А, забыл сказать, что все это я проделывал на морозе –11С.
В одной статейке автор мимолетом писал, что нужно пропаять все соединения на плате. Я как-то не уделил этому внимания. На этот раз, разобрав МУС, я решил прозвонить контакты. О да! В пайке одной из пластинок включателя нет контакта! Элемент впаян, а не прозванивается! Пропаял, и все прозвонилось. Это что же получается, пайка сыграла роль предохранителя?! Вот так грелась-грелась, терпела-терпела, и не вытерпела…
На этой фото видно, как умелец припаял дополнительный красный провод (по центру). Именно эта цепь и была разорвана.
Вообще руки чешутся поставить доп. включатель для светодиодной пластинки, и приклеить ее на бампер или фары, вроде как дневные ходовые. Жалко мне аккумулятор и генератор, которые работают зазря всю поездку в течение дня.
Прошло некоторое время…
Прошло некоторое время, и ближний свет опять перестал включаться. Я снова разобрал МУС и уже сразу занялся чисткой контактов, которые примерно за год порядком нагорели. В очередной такой разбор МУСа я решился переделать включение ближнего света через реле. Кстати, у Калин образца 2012 года уже реализована схема включения ближнего света через реле.
Итак, я запасся следующим материалом, реле взял на 20А:
И нашел схему распайки контактов для реле:
Выбрал теплый денек, запасся инструментами и засел за работу. Первым делом отрезал провод, который идет на лампы. Именно по нему течет 10А тока. В разрыв будет включено реле.
Затем сделал клеммы. Чтобы работа принесла удовольствие от результата, клеммы изолировал термоусадочной трубкой.
Другие провода резать не стал, удалил изоляцию и прикрутил провода отводы. Обернул изолентой.
Все, провода подготовлены. Втыкаем клеммы в реле и…
…наслаждаемся результатом!
Вот уже год езжу, пока МУС меня не беспокоит. Наверняка, со временем, контакты окислятся и их придется чистить. Но сейчас МУС не греется как раньше, а реле чуть теплое.